Разумов А.Б. (rasumov_ab) wrote,
Разумов А.Б.
rasumov_ab

Мелкие замечания.

Показание В.И. Миронова.
http://www.pskovrail.ru/novosti/marschrut_dlinoi_v_100_let_7.html



Есть и еще одна страница в истории дновских железнодорожников. Большевики нашего депо и узла станции Дно принимали участие в задержании царского поезда в феврале 1917 года. Об этом свидетельствуют подлинные документы.

Из донесения в штаб корпуса войск Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при Совете Народных Комиссаров; "Я, сотрудник Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, уполномоченный штаба Главного Управления войск Внутренней Охраны Республики и член РСДРП(б)— (Московская организация, членский билет № 624) Симонов Глеб Петрович настоящим свидетельствую, что тов. Зубрилина Ивана Ивановича знаю с 1916 года. Он в то время занимал должность начальника станции Дно Московской Виндаво—Рыбинской железной дороги, где как в начале, так и в момент февральской революции 1917 года, с немногими верными долгу революции товарищами принимал горячую активность в свержении самодержавия..."

Далее из документов следует изложение событий, происходивших 28 февраля 1917 года (по старому стилю):

"В момент проезда через станцию Дно во Псков императора Николая II на тов. Зубрилина И. И. выпала великая задача... Из Петрограда по прямому проводу телеграфа передана тов. Зубрилину образовавшимся тогда Советом рабочих через начальника дороги тов. Гринчука-Лукашевича следующая дословная телеграмма: "К вам на станцию Дно следует поезд с императором Николаем, необходимо его задержать, чтобы он не пробрался на Северный фронт действующей армии, примите меры, загромоздите пути крушением вагонов другого поезда, этого требует от вас революция..."

Далее из документов: "Тов. Зубрилиным была составлена подложная путевка (путевой лист) и навстречу поезду Николая был отправлен товарный поезд. А вслед за этим поездом тов. Зубрилин лично с некоторыми товарищами сел на паровоз и отправился со станции вдогонку, чтобы в пути разбить отправленный поезд, дабы загромоздить путь... Но жандармерия заметила... и за станцией на стрелках, наставив револьверы, остановила паровоз. Тем не менее поезд, отправленный ранее, прибыл на соседнюю станцию с подложной путевкой..."

Пока жандармы "разбирались" с паровозом Зубрилина, события развивались так. Получив фиктивную поездную путевку о разрешении занятия перегона Дно—Полонка, навстречу царскому литерному поезду с целью организовать крушение в 13 часов из депо вывел свой паровоз машинист Алексей Суворов. С этой бригадой выехали заместитель начальника депо инженер Н. Ф. Шуровский и главный кондуктор, а к паровозу прицепили балластную вертушку. Стрелочник входных стрелок станции Полонка заметил в темноте приближающийся поезд, самовольно расшил стрелку и перевел на тупик, а сам с сигналом бросился навстречу литерному поезду. Стрелочник знал только одно, что поезд обычный пассажирский, светский, а кто в нем ехал, естественно, знать не мог. Он выполнял свои обязанности, находясь под страхом личной ответственности, под страхом быть судимым...

Паровоз с балластной вертушкой влетел в тупик и остановился. Паровозной бригады и заместителя начальника депо на нем не оказалось. Они, открыв регулятор перед самой станцией Полонка, покинули паровоз...

Далее из документов: "Против тов. Зубрилина возникли серьезные обвинения, после чего он вынужден бежать и скрываться несколько дней от жандармерии... Только углубившаяся революция спасла его от тяжелого наказания... Задача, поставленная Российской революцией перед тов. Зубрилиным, была выполнена..."

1 марта 1917 года на станцию Дно прибыли представители ревкомов из Пскова и Великих Лук и наложили арест на царя Николая II и его свиту. Поздно вечером военному коменданту полковнику Фрейману с большим трудом удалось отправить арестованных в Псков, где последний царь из династии Романовых отрекся от престола. Было это 2 марта 1917 года в 15 часов 05 минут...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments